Отчеты об исполнении государственных программ

Информация по проблемным вопросам региона о состоянии инфраструктуры противодействия ЧС природного и техногенного характера

Разнообразные природные, горно-геологические и геодинамические условия территории Жамбылской области предопределяют ее подверженность чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

  1. Анализ показывает, что преобладающим фактором риска для населения, объектов и территории области являются сезонные паводки и наводнения.

По данным инвентаризации, проведенной в январе 2015 года на территории Жамбылской области зарегистрировано 117 водохранилищ, из которых 5 – находятся в республиканской собственности, 105 – в коммунальной, 7 – в частной, бесхозных водохранилищ не зарегистрировано.За наполнением и сработкойвсех водохранилищ установлен ежедневный контроль собственников водохозяйственных объектов.

 

В зоне опасного воздействия паводковв Жамбылской области проживает около 3 тысячграждан и расположено 530объектов жилищного фонда, социально-культурного и производственного назначения.Так по официальным данным, паводками 2002 года области нанесен ущерб свыше 300 млн.тенге. В 2012 году в 3-х районах области были случаи подтоплений склоновыми стоками жилых домов, приусадебных участков, размыва автодороги.

Для защиты территорий и населения от паводков и затоплений реализован комплекс превентивных мероприятий по берегоукреплению на реках Шу и Талас, повышению надежности гидротехнических сооружений, укреплению водохозяйственных объектов.

В 2014 году на капитальный ремонт 59 аварийных водохозяйственных объектов, а именно на 11 водоемов и 48 ГТС из областного бюджета выделено 300,9 млн. тенге (в 2013 году – выделено и освоено405,4 млн. тенге). На берегоукрепительные работы и ремонт ГТС из республиканского бюджета выделено 4 млрд. 878 млн. тенге.

В процессе реализации инвестиционных проектов в рамках бюджетных программ развития территорий из республиканского бюджета на берегоукрепительные работы 20 км аварийных участков р. Шу по линии государственной границы Республики Казахстан (Кордайский район Жамбылской области), реконструкцию головного водозаборного сооружения р. КоксайЖуалынского района, реконструкцию плотины Таласского гидроузла и магистрального канала Базарбай Байзакского района выделено и освоено 3 млрд. 235 млн. 700 тыс.тенге.

В 2015 году – на ремонт 36 водохозяйственных объектов - 104,3 млн. тенге.

В 2016 году - на ремонт 18 водохозяйственных объектов выделено 206,2 млн. тенге.

Вместе с тем, 2016 году из областного бюджета выделено 50 млн. тенге для проведены работ по укреплению дамбы на реке Талас 660 метров, по выпремлению русла реки 230 метров в Жамбылском районе пренадлежащий сельскому округу Кызылкайнар расположенный вблизи аула Кызылкайнар.

В целях не допущения размыва берегов реки Талас в черте г. Тараз, для проведения текущих ремонтных работ на опасных участках составлена сметная документация (рабочий проект) и выделено 53 млн. 774,84 тыс. тенге.

В 2017 году за счет средств местного бюджета проведены берегоукрепленые работы и очистка русел рек Талас, Аса. На эти цели выделено и освоено 94 млн. тенге (г.Тараз – 54,0 млн. тг., Байзак – 21,0 млн. тг., Жамбыл – 20,0 млн. тг.).23 июня 2017 года совместным приказом МСХ, МВД и МИР утверждена Дорожная карта «Комплекс мер по предупреждению
и устранению паводковых угроз на 2017-2020 годы». По дорожной карте запланированы ремонтные работы на 33 водохозяйственных объектах на общую сумму 8 827 тыс. тенге. Из них из Республиканского бюджета 4342 тыс. тенге, из местного бюджета 4484 тыс. тенге.

В тоже время для защиты населения и территорий области от паводковых вод необходимо реализовать комплекс мер:

1. Крупные водохранилища (Тасоткельское и Терс-Ащибулакское), являясь потенциально опасными объектами, не имеют локальных систем оповещения.

2. В городе Тараз имеется 8 магистральных каналов, общей протяженностью 84,2 км, на которых необходимо реализовать мероприятия по повышению пропускной способности путем дноуглубления. Необходимо своевременно проводить очистку существующих дренажных сетей и строительство новых для водопонижения юго-западной части города.

3. Ежегодно из областного бюджета выделяются внушительные суммы на проведение работ по ликвидации угрозы и сложившихся ЧС, связанных с размывами и подтоплениями. Заблаговременное проведение защитных мероприятий акиматами районов не проводится, в связи с этим размеры ущерба и затраты увеличиваются.

 

2.Противодействия бытовым, производственным и ландшафтным пожарам.

Территория области подвержена природным пожарам на всей территории Жамбылской области. Ежегодно происходит примерно 100 загораний, причинящих экологический ущерб животному и растительному миру области. На вооружении противопожарной службы Департамента по ЧС Жамбылской области имеется18 пожарных депо, которыми, из имеющихся 377 населенных пунктов области, защищается только 102, при этом в 9 населенных пунктах с численностью населения пять тысяч человек и более вообще отсутствует противопожарная служба. Хуже всего обстоят дела в сельской местности, где более 100 отдаленных населенных пунктов не обеспечены противопожарной защитой, а расстояния до ближайших пожарных частей зачастую составляют от 50 до 200 километров. Такая отдаленность подразделений государственной противопожарной службы практически исключает возможность оперативно реагировать на пожары.В связи с чем, в настоящее время действительно актуальна проблема создания противопожарной защиты отдаленных населенных пунктов сельской местности так, как в соответствии с пунктом 16.7 СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - радиус обслуживания пожарных депо не должен превышать 3 км. Согласно Постановления Правительства РК от 16 января 2009 года №14 Об утверждении Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности» дислокация подразделений противопожарной службы на территории городов и в населенных пунктах определяется исходя из условия, что время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городах должно быть не более 10 минут, а для населенного пункта – не более 20 минут.

В сельских округах области создано 171 добровольных противопожарных формирований с личным составом 2180 человек, имеющих на вооружении 211 трактора с прицепным инвентарем, 44 водовоза, 155 единиц приспособленной для тушения природных пожаров техники и 26 пожарные мотопомпы. Подготовлено 2700 единиц хлопушек и 73 ранцевых огнетушителей.

Изучение последствий данных пожаров, а также динамики их развития свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев распространению горения на большие площади и гибели людей способствовало несвоевременное их тушение связанное с отдаленностью ближайщих пожарных частей, отсутствие источников противопожарного водоснабжения во многих населенных пунктах области, а также неукомплектованность добровольных противопожарных формирований специальной техникой, необходимой для тушения пожаров и подвоза воды, подручных средств пожаротушения. Кроме того, на сбор добровольных противопожарных формирований в сельских округах уходит несколько часов, приспособленная техника для тушения пожаров находящаяся в ведении хозяйствующих субъектов приходит не своевременно.

Обучение членов добровольных противопожарных формирований на базе специализированных учебных центрах не проводилась.

 

Основные проблемы в организация предупреждения и ликвидации природных пожаров

- создание ДПФ в сельских округах, в первую очередь в отдаленных населенных пунктах с отдаленностью более 50 км. (такие как: пос. Уланбель, Бирлик, Акбакай Мойынкумского района, с. Жайлаукол, с. Тогызкент Сарысуского района, с. Ойык Таласского района, с. Татти, с. Акермен Меркенского района, с. Сулутор, Беткайнар Кордайского района и т.д.) и оснащение их автомобилями повышенной проходимости для доставки личного состава, техникой для подвоза воды (поливомоечные машины, универсальные пожарные полуприцепы и т.д.), специальным оборудованием и снаряжением в целях ликвидации бытовых и лесостепных пожаров, проведения аварийно-спасательных работ;

- оснащение подразделений государственной противопожарной службы необходимым количеством технических ресурсов, согласно норм положенности (гидравлический аварийно-спасательный инструмент и оборудование, современной аварийно-спасательной техникой и т.д.) для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ДТП, взрывы, завалы и т.д.);

- для исполнения приказа Министра внутренних дел РК за 107 от 11.02.2015 г. выделение финансовых средств на поэтапное создание пожарных постов в отдаленных населенных пунктах с численносью населения 5 тыс. и более, в том числе на приобретение выездной пожарной техники и оборудования, специальной боевой одежды и снаряжения для членов ДПФ.

3. Селям

В горных районах области селевая активность проявляется по 18 селеопасным направлениям, как правило, по горным рекам Жуалынского, Кордайского, Меркенского и района им. Т.Рыскулова. Здесь в зоне воздействия селевых потоков находятся наиболее освоенные и густонаселенные районы, в которых проживает свыше 3 тысяч человек.

В целях обеспечения защиты граждан, территорий, объектов экономики и социально-культурной сферы от негативных последствий селей необходимо проведение обследования селеопасных территорий, разработка ТЭО строительства 2-х селезадерживающих, селепропускных, селенаправляющих стабилизирующих сооружений. В целях полного охвата мониторингом очагов селевой опасности на территории области необходимо строительство гидропостов, а также открытие новых участков в том числе на территории Жуалынского, Кордайского районов, где присутствует селевая опасность.

4. Возможные последствия сильных землетрясений

20% территории области расположено в 7 - 8 бальной зоне и охватывает 8 наиболее густонаселенных сельских районов и город Тараз. На территории области ежегодно фиксируется от 3 до 6 землетрясений силой свыше 2-х баллов. На сейсмоопасной территории проживает более 700 тыс. человек, находятся основные объекты экономики и жизнеобеспечения, а так же проходит магистральный газопровод Ташкент-Бишкек-Алматы, железнодорожная и автомобильная магистрали, функционирует 5 химически опасных предприятий, имеется ряд крупных водохранилищ. В области продолжается работа по определению сейсмостойкости объектов.

В целях обеспечения защиты населения и объектов социально-экономической инфраструктуры от землетрясений необходимо сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление:

- строительство зданий и сооружений в сейсмически опасных районах в соответствии с нормами сейсмостойкости;

- разработка региональной программы сейсмоусиления предусматривающая усиление несущих конструкций существующих зданий и сооружений с учетом сейсмического риска области;

- капитальный ремонт, снос аварийного жилья.

***

Информация по проблемным вопросам региона о состоянии инфраструктуры противодействия ЧС природного и техногенного характера

Разнообразные природные, горно-геологические и геодинамические условия территории Жамбылской области предопределяют ее подверженность чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

  1. Анализ показывает, что преобладающим фактором риска для населения, объектов и территории области являются сезонные паводки и наводнения.

По данным инвентаризации, проведенной в январе 2015 года на территории Жамбылской области зарегистрировано 117 водохранилищ, из которых 5 – находятся в республиканской собственности, 105 – в коммунальной, 7 – в частной, бесхозных водохранилищ не зарегистрировано.За наполнением и сработкойвсех водохранилищ установлен ежедневный контроль собственников водохозяйственных объектов.

В зоне опасного воздействия паводков в Жамбылской области проживает около 3 тысяч граждан и расположено 530 объектов жилищного фонда, социально-культурного и производственного назначения.Так по официальным данным, паводками 2002 года области нанесен ущерб свыше 300 млн.тенге. В 2012 году в 3-х районах области были случаи подтоплений склоновыми стоками жилых домов, приусадебных участков, размыва автодороги.

Для защиты территорий и населения от паводков и затоплений реализован комплекс превентивных мероприятий по берегоукреплению на реках Шу и Талас, повышению надежности гидротехнических сооружений, укреплению водохозяйственных объектов.

В 2014 году на капитальный ремонт 59 аварийных водохозяйственных объектов, а именно на 11 водоемов и 48 ГТС из областного бюджета выделено 300,9 млн. тенге (в 2013 году – выделено и освоено405,4 млн. тенге). На берегоукрепительные работы и ремонт ГТС из республиканского бюджета выделено 4 млрд. 878 млн. тенге.

В процессе реализации инвестиционных проектов в рамках бюджетных программ развития территорий из республиканского бюджета на берегоукрепительные работы 20 км аварийных участков р. Шу по линии государственной границы Республики Казахстан (Кордайский район Жамбылской области), реконструкцию головного водозаборного сооружения р. КоксайЖуалынского района, реконструкцию плотины Таласского гидроузла и магистрального канала Базарбай Байзакского района выделено и освоено 3 млрд. 235 млн. 700 тыс.тенге.

В 2015 году – на ремонт 36 водохозяйственных объектов - 104,3 млн. тенге.

В 2016 году - на ремонт 18 водохозяйственных объектов выделено 206,2 млн. тенге.

Вместе с тем, 2016 году из областного бюджета выделено 50 млн. тенге для проведены работ по укреплению дамбы на реке Талас 660 метров, по выпремлению русла реки 230 метров в Жамбылском районе пренадлежащий сельскому округу Кызылкайнар расположенный вблизи аула Кызылкайнар.

В целях не допущения размыва берегов реки Талас в черте г. Тараз, для проведения текущих ремонтных работ на опасных участках составлена сметная документация (рабочий проект) и выделено 53 млн. 774,84 тыс. тенге.

В 2017 году за счет средств местного бюджета проведены берегоукрепленые работы и очистка русел рек Талас, Аса. На эти цели выделено и освоено 94 млн. тенге (г.Тараз – 54,0 млн. тг., Байзак – 21,0 млн. тг., Жамбыл – 20,0 млн. тг.).23 июня 2017 года совместным приказом МСХ, МВД и МИР утверждена Дорожная карта «Комплекс мер по предупреждению
и устранению паводковых угроз на 2017-2020 годы». По дорожной карте запланированы ремонтные работы на 33 водохозяйственных объектах на общую сумму 8 827 тыс. тенге. Из них из Республиканского бюджета 4342 тыс. тенге, из местного бюджета 4484 тыс. тенге.

В тоже время для защиты населения и территорий области от паводковых вод необходимо реализовать комплекс мер:

1. Крупные водохранилища (Тасоткельское и Терс-Ащибулакское), являясь потенциально опасными объектами, не имеют локальных систем оповещения.

2. В городе Тараз имеется 8 магистральных каналов, общей протяженностью 84,2 км, на которых необходимо реализовать мероприятия по повышению пропускной способности путем дноуглубления. Необходимо своевременно проводить очистку существующих дренажных сетей и строительство новых для водопонижения юго-западной части города.

3. Ежегодно из областного бюджета выделяются внушительные суммы на проведение работ по ликвидации угрозы и сложившихся ЧС, связанных с размывами и подтоплениями. Заблаговременное проведение защитных мероприятий акиматами районов не проводится, в связи с этим размеры ущерба и затраты увеличиваются.

2.Противодействия бытовым, производственным и ландшафтным пожарам.

Территория области подвержена природным пожарам на всей территории Жамбылской области. Ежегодно происходит примерно 100 загораний, причинящих экологический ущерб животному и растительному миру области. На вооружении противопожарной службы Департамента по ЧС Жамбылской области имеется18 пожарных депо, которыми, из имеющихся 377 населенных пунктов области, защищается только 102, при этом в 9 населенных пунктах с численностью населения пять тысяч человек и более вообще отсутствует противопожарная служба. Хуже всего обстоят дела в сельской местности, где более 100 отдаленных населенных пунктов не обеспечены противопожарной защитой, а расстояния до ближайших пожарных частей зачастую составляют от 50 до 200 километров. Такая отдаленность подразделений государственной противопожарной службы практически исключает возможность оперативно реагировать на пожары.В связи с чем, в настоящее время действительно актуальна проблема создания противопожарной защиты отдаленных населенных пунктов сельской местности так, как в соответствии с пунктом 16.7 СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - радиус обслуживания пожарных депо не должен превышать 3 км. Согласно Постановления Правительства РК от 16 января 2009 года №14 Об утверждении Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности» дислокация подразделений противопожарной службы на территории городов и в населенных пунктах определяется исходя из условия, что время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городах должно быть не более 10 минут, а для населенного пункта – не более 20 минут.

В сельских округах области создано 171 добровольных противопожарных формирований с личным составом 2180 человек, имеющих на вооружении 211 трактора с прицепным инвентарем, 44 водовоза, 155 единиц приспособленной для тушения природных пожаров техники и 26 пожарные мотопомпы. Подготовлено 2700 единиц хлопушек и 73 ранцевых огнетушителей.

Изучение последствий данных пожаров, а также динамики их развития свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев распространению горения на большие площади и гибели людей способствовало несвоевременное их тушение связанное с отдаленностью ближайщих пожарных частей, отсутствие источников противопожарного водоснабжения во многих населенных пунктах области, а также неукомплектованность добровольных противопожарных формирований специальной техникой, необходимой для тушения пожаров и подвоза воды, подручных средств пожаротушения. Кроме того, на сбор добровольных противопожарных формирований в сельских округах уходит несколько часов, приспособленная техника для тушения пожаров находящаяся в ведении хозяйствующих субъектов приходит не своевременно.

Обучение членов добровольных противопожарных формирований на базе специализированных учебных центрах не проводилась.

Основные проблемы в организация предупреждения и ликвидации природных пожаров

- создание ДПФ в сельских округах, в первую очередь в отдаленных населенных пунктах с отдаленностью более 50 км. (такие как: пос. Уланбель, Бирлик, Акбакай Мойынкумского района, с. Жайлаукол, с. Тогызкент Сарысуского района, с. Ойык Таласского района, с. Татти, с. Акермен Меркенского района, с. Сулутор, Беткайнар Кордайского района и т.д.) и оснащение их автомобилями повышенной проходимости для доставки личного состава, техникой для подвоза воды (поливомоечные машины, универсальные пожарные полуприцепы и т.д.), специальным оборудованием и снаряжением в целях ликвидации бытовых и лесостепных пожаров, проведения аварийно-спасательных работ;

- оснащение подразделений государственной противопожарной службы необходимым количеством технических ресурсов, согласно норм положенности (гидравлический аварийно-спасательный инструмент и оборудование, современной аварийно-спасательной техникой и т.д.) для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ДТП, взрывы, завалы и т.д.);

- для исполнения приказа Министра внутренних дел РК за 107 от 11.02.2015 г. выделение финансовых средств на поэтапное создание пожарных постов в отдаленных населенных пунктах с численносью населения 5 тыс. и более, в том числе на приобретение выездной пожарной техники и оборудования, специальной боевой одежды и снаряжения для членов ДПФ.

3. Селям

В горных районах области селевая активность проявляется по 18 селеопасным направлениям, как правило, по горным рекам Жуалынского, Кордайского, Меркенского и района им. Т.Рыскулова. Здесь в зоне воздействия селевых потоков находятся наиболее освоенные и густонаселенные районы, в которых проживает свыше 3 тысяч человек.

В целях обеспечения защиты граждан, территорий, объектов экономики и социально-культурной сферы от негативных последствий селей необходимо проведение обследования селеопасных территорий, разработка ТЭО строительства 2-х селезадерживающих, селепропускных, селенаправляющих стабилизирующих сооружений. В целях полного охвата мониторингом очагов селевой опасности на территории области необходимо строительство гидропостов, а также открытие новых участков в том числе на территории Жуалынского, Кордайского районов, где присутствует селевая опасность.

4. Возможные последствия сильных землетрясений

20% территории области расположено в 7 - 8 бальной зоне и охватывает 8 наиболее густонаселенных сельских районов и город Тараз. На территории области ежегодно фиксируется от 3 до 6 землетрясений силой свыше 2-х баллов. На сейсмоопасной территории проживает более 700 тыс. человек, находятся основные объекты экономики и жизнеобеспечения, а так же проходит магистральный газопровод Ташкент-Бишкек-Алматы, железнодорожная и автомобильная магистрали, функционирует 5 химически опасных предприятий, имеется ряд крупных водохранилищ. В области продолжается работа по определению сейсмостойкости объектов.

В целях обеспечения защиты населения и объектов социально-экономической инфраструктуры от землетрясений необходимо сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление:

- строительство зданий и сооружений в сейсмически опасных районах в соответствии с нормами сейсмостойкости;

- разработка региональной программы сейсмоусиления предусматривающая усиление несущих конструкций существующих зданий и сооружений с учетом сейсмического риска области;

- капитальный ремонт, снос аварийного жилья.

 

***

Общественная безопасность

Разнообразные природные, горно-геологические и геодинамические условия территории Жамбылской области предопределяют ее подверженность чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

Для решения задач гражданской защиты в Жамбылской области действуют 3641 формирований с личным составом 68808 чел., в том числе отряды экстренного реагирования (11/700), штатные аварийно-спасательные формирования (204/1695), территориальные формирования (403/10963) и объектовые формирования (3023/55450).

 Таблица №1. Динамика чрезвычайных ситуаций на территории области

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

РК

область

РК

область

РК

область

Количество случаев чрезвычайных  ситуаций и происшествий, всего

20066

718

16541

807

17778

955

Количество пострадавших, всего

4918

398

4262

476

4249

385

Количество погибших, всего

1585

67

1333

103

1200

50

Материальный ущерб, млн. тенге

6260

172,6

9787,20

4602,3

3749,80

123,3

Свыше 60% всех техногенных чрезвычайных ситуаций составляют бытовые и производственные пожары, дорожно-транспортные происшествия,  природно-ураганный ветер и несчастные случаи на воде.

В результате проведенных профилактических работ в 2014 году, при росте чрезвычайных ситуаций и происшествий наблюдается тенденция снижения пострадавших и погибших людей.

 Землетрясения

Густонаселенная часть области расположена в зоне второго по значимости и интенсивности Среднеземноморско - Азиатского сейсмоактивного пояса. Свидетельством вероятности возникновения разрушительного землетрясения являются ежегодно происходящие землетрясения небольшой интенсивности (2-3 балла), от 2 до 5 раз ежегодно. Кроме того, на территории области регистрировались землетрясения интенсивностью 7-8 баллов (Жамбылской области 1971 год и Луговскойрайон 2003 год). В зоне возможных разрушительных землетрясений силой 7 - 8 баллов находятся территории 8 сельских районов и областного центра.

В области проводится работа по сейсмоусилению строящихся зданий и имеющих объектов здравоохранения, образования и т.д.

 Таблица №2. Объекты общественного производственного назначения, требующие сейсмоусиления на территории Жамбылской области

Наименование города, района

Количество объектов общественного и производственного назначения, требующих сейсмоусиления

объектов образования

объектов здравоохранения

других общественных зданий и сооружений

г. Тараз

4

2

2

Жуалынский

3

1

1

Кордайский

2

1

2

Байзакский

1

1

1

Сарысуский

3

-

1

Им. Т.Рыскулова

1

-

1

Меркенский

5

1

1

Таласский

1

-

3

Итого:

20

6

12

В 2012 - 2014 годы сейсмоусилены только 9 объектов здравоохранения и 12 объектов образования, взамен 1 аварийной школы построена новая. 

Проведено обследование состояния многоэтажного жилого фонда городов Жанатас и Каратау, где в настоящее время снесены 131 аварийных домов.

Таблица №3. Аварийные (ветхие) объекты

Объекты образования

(школы, детские сады и т.д.)

Объекты здравоохранения

Общественные здания

коли-чество

площадь  тыс. м2

кол-во людей находя-щихся в них,

(чел)

коли-чество

площадь  тыс. м2

кол-во людей находя-щихся в них,

(чел)

коли-чество

площадь  тыс. м2

кол-во людей находя-щихся в них,

(чел)

18

25,84

4217

2

0,19

4

13

9289,9

87

 Паводки и затопления

На территории Жамбылской области имеются 31 паводкоопасных участка. В зону паводков попадают 15 населенных пунктов. Зона затопления составляет – 2150 км2. Количество объектов попадающих в зону воздействия паводков – 30.

По данным инвентаризации, проведенной в декабре 2014 года, на территории  Жамбылской области зарегистрировано 117 водохранилищ, из которых 5 – находятся в республиканской собственности, 105 – в коммунальной, 7 – в частной, бесхозных водохранилищ не зарегистрировано. За наполнением и сработкой всех водохранилищ установлен ежедневный контроль собственников водохозяйственных объектов.

В зоне опасного воздействия паводков в Жамбылской области проживает около 3 тыс. граждан и расположено 530 объектов жилищного фонда, социально-культурного и производственного назначения.

Для защиты территорий и населения от паводков и затоплений реализован  комплекс превентивных мероприятий по берегоукреплению на реках Шу и Талас, повышению надежности гидротехнических сооружений, укреплению водохозяйственных объектов.

За счет средств республиканского бюджета реализован проект «Вторая очередь повышения сейсмоустойчивости плотины Терс-Ащибулакского водохранилища».

В 2014 году проведены капитальный ремонт 59 аварийных водохозяйственных объектов и работы по берегоукреплению и ремонту ГТС.

Из республиканского бюджета на берегоукрепительные работы 20 км на аварийных участках р. Шу по линии государственной границы Республики Казахстан (Кордайский район Жамбылской области), реконструкцию головного водозаборного сооружения р. Коксай Жуалынского района, реконструкцию плотины Таласского гидроузла и магистрального канала Базарбай Байзакского района выделено 3 млрд. 235 млн. 700 тыс.тенге.

 Сели.

В высокогорных зонах вероятно формирование селевых потоков тало-снегового и ливневого характера в 5-ти предгорных районах (Жуалынский, Меркенский, Кордайский, Таласский и район им. Т.Рыскулова). Угроза прохождения селевых грязекаменных потоков и постселевых паводков присутствует в бассейнах 16 рек (р. Меркенка, Аспара, Талды-Булак, Тузу-Сурат, Молалы, Макбал, Шунгур, Каракаты, Каракистак, Кокдонен, Караконуз, Ргайты, Колгуты, Какпатас, Аксай, Тамды).

 Таблица №4. Характеристика селеопасных участников

Наименование района

Количество объектов попадающих в зону ЧС

Количество жилых домов попадающих в зону ЧС

Количество проживающего или работающего населения попадающего в зону ЧС, чел.

Меркенский

311

304

1953

им. Т.Рыскулова

229

110

1430

Кордайский

828

176

1135

Жуалынский

241

237

800

Таласский

55

10

195

Итого:

837

2550

5513

 Селеопасный период на территории области ежегодно имеет место с 3 декады апреля по 3 декаду июля.

При этом воздействию селевых выбросов может быть подвержена часть территории, на которой расположен 31 населённый пункт (2550 домов, около 1600 чел.), 5 км автомобильных дорог, 15 автомобильных мостов, 8 железнодорожных мостов, 10 км линий электропередач, 68 га сельскохозяйственных земель, а также ряд других объектов (магистральный газопровод, кабель дальней связи).

Контроль за гидрологической и селевой обстановкой осуществляется 8 постами ЖОЭУ ГУ «Казселезащита» и 23 постами Жамбылского Центра гидрометеорологии.

 Природные пожары

Территория области подвержена природным пожарам. Ежегодно происходит примерно 100 загораний, причиняющих экологический ущерб животному и растительному миру области.

Противопожарная служба Департамента по ЧС Жамбылской области  состоит из  18 пожарных депо, которыми, из имеющихся 373 сельских населенных пунктов области, защищается только 102, при этом в 9 населенных пунктах с численностью населения 5 тыс. чел. и более вообще отсутствуют противопожарные службы. Хуже всего обстоят дела в сельской местности, где более 100 отдаленных населенных пунктов не обеспечены противопожарной защитой, а расстояния до ближайших пожарных частей зачастую составляют от 50 до 200 километров. Такая отдаленность подразделений государственной противопожарной службы практически исключает возможность оперативно реагировать на пожары.

В связи с этим, актуальна проблема создания противопожарной защиты отдаленных населенных пунктов сельской местности так, как в соответствии с пунктом 16.7 СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - радиус обслуживания пожарных депо не должен превышать 3 км. Согласно постановления Правительства РК от 16 января 2009 года №14 Об утверждении Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности» дислокация подразделений противопожарной службы на территории городов и в населенных пунктах определяется исходя из условия, что время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городах должно быть не более 10 минут, а для населенного пункта – не более 20 минут.

В сельских округах области создано 193 добровольных противопожарных формирований с личным составом 2538 чел., имеющих на вооружении 229 трактора с прицепным инвентарем, 34 водовоза, 141 единиц приспособленной для тушения природных пожаров техники и 22 пожарных мотопомп. Подготовлено 2758 единиц хлопушек и 73 ранцевых огнетушителей.

Изучение последствий данных пожаров, а также динамику их развития свидетельствуют, что в подавляющем большинстве случаев распространению горения на большие площади и гибель людей способствует  их несвоевременное тушение, связанное с отдаленностью ближайших пожарных частей, отсутствие источников противопожарного водоснабжения во многих населенных пунктах области, а также неукомплектованность добровольных противопожарных формирований специальной техникой, необходимой  для тушения пожаров и подвоза воды, подручных средств пожаротушения. Кроме того, на сбор добровольных противопожарных формирований в сельских округах уходит несколько часов, приспособленная техника для тушения пожаров находящаяся в ведении хозяйствующих субъектов приходит несвоевременно.

SWOT- анализ состояния развития отрасли:

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Существование космического мониторинга по раннему выявлению очагов возникновения природных пожаров и таянием снежных запасов в весенний паводкоопасный период;
  • существование  мониторинга погодных условий по средствам информации «Казгидромет»;
  • существование рассылки штормовых предупреждений для населения области по средствам СМС сообщений операторами связи;

 

  • Неспособность существующей системы оповещения населения в полном объеме довести экстренную информацию до населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • низкая оснащенность необходимым оборудованием, инструментами и снаряжением для проведения экстренных спасательных работ в зонах аварий и стихийных бедствий формирований местных исполнительных органов и служб гражданской защиты (ГЗ).

Возможности

Угрозы

  • Проведение широкомасштабной работы по пропаганде знаний в области ГЗ и ЧС среди населения через средства массовой информации, распространение наглядных пособий по правилам действия различного рода чрезвычайных ситуациях позволит значительно снизить ущерб от ЧС;
  • развитие и увеличение количества опорных пунктов пожаротушения для значительного сокращения ущерба от природных пожаров, а также обеспечение защиты населенных пунктов, удаленных от районных центров;
  • выделение средств на проведение мероприятий по инженерной защите паводкоопасных участков, к проведению систематических ремонтов и модернизаций существующих гидросооружений, на основании подаваемых бюджетных заявок;
  • укрепление материально-технических запасов акима области и акимов городов и районов для гарантированного жизнеобеспечения пострадавшего при чрезвычайных ситуациях населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Отсутствие возможности предотвращения людских потерь в случае сильного землетрясения, в связи с отсутствием финансирования работ по сейсмоусилению, карты сейсморайонирования области и микросейморайонирования городов Тараз, Шу, Каратау;
  • наличие потенциально-опасных по возникновению паводков и наводнений участков, представляющих непосредственную угрозу населенным пунктам и инженерным сооружениям, которые требуют безотлагательной защиты и проведения берегоукрепительных работ;
  • недостаточное финансирование за счёт различных бюджетов мероприятий на разработку технико-экономических обоснований на производство противопаводковых и противоселевых работ и проектно-сметной документации;
  • реализация не в полном объеме комплекса мер по противодействию и ликвидации аварий и стихийных бедствий  в связи с его капиталоёмкостью;
  • недостаточное финансирование мероприятий по обследованию состояния плотин и их усилению, представляющее существенную угрозу возникновения техногенных аварий, жизни и здоровью людей;
  • невыделение средств на приобретение современных средств индивидуальной защиты для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей в случае химического заражения территории;
  • отсутствие финансирования для строительства современного запасного защищенного пункта управления.

Проблемы отрасли:

- строительство зданий и сооружений в сейсмически опасных районах в соответствии с нормами сейсмостойкости;

- разработка региональной программы сейсмоусиления предусматривающая усиление несущих конструкций существующих зданий и сооружений с учетом сейсмического риска области;

- капитальный ремонт, снос аварийного  жилья;

- проведение дноуглубления и берегоукрепительных работ на р. Шу в Кордайском районе, новых выявленных участков;

- проведение дноуглубления и берегоукрепительных работ на р. Шу в Шуском и Мойынкумском районах;

- проведение дноуглубления и берегоукрепительных работ на р. Талас в Жамбылском и  Байзакском районах, а также  в черте г.Тараз.

- проведение обследования селеопасных зон Жамбылской области специализированными организациями, с выдачей рекомендаций о целесообразности строительства защитных противоселевых сооружений;

- необходимость строительства гидропостов, а также открытие новых участков ЖОЭУ ГУ «Казселезащита», в том числе на территории Жуалынского и Кордайского районов, где присутствует селевая опасность;

- создание ДПФ в сельских округах, в первую очередь в отдаленных населенных пунктах с отдаленностью более 50 км (такие как: пос. Уланбель, Бирлик, Акбакай Мойынкумского района, с. Жайлаукол, с. Тогызкент Сарысуского района, с. Ойык Таласского района, с. Татти, с. Акермен Меркенского района, с. Сулутор, Беткайнар Кордайского района и т.д.) и оснащение их автомобилями повышенной проходимости для доставки личного состава, техникой для подвоза воды (поливомоечные машины, универсальные пожарные полуприцепы и т.д.), специальным оборудованием и снаряжением в целях ликвидации бытовых и лесостепных пожаров, проведения аварийно-спасательных работ;

- оснащение подразделений государственной противопожарной службы необходимым количеством технических ресурсов, согласно норм положенности (гидравлический аварийно-спасательный инструмент и оборудование, современной аварийно-спасательной техникой и т.д.) для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ДТП, взрывы, завалы и т.д.);

- для исполнения постановления Правительства РК за №542 от 27.06.2007 года выделение финансовых средств на поэтапное создание пожарных постов в отдаленных населенных пунктах с численностью населения 5 тыс. и более, в том числе на приобретение выездной пожарной техники и оборудования, специальной боевой одежды и снаряжения для членов ДПФ.

***

Отчет о реализации Программы развития Жамбылской области на

2011-2015 годы по линии Департамента по ЧС Жамбылской области

Наименование

Информация об исполнении

НАПРАВЛЕНИЕ 4.3. «Общественная безопасность и правопорядок»

Задача 4.3.1.2. Организация предупреждения и ликвидаций аварий и  стихийных бедствий

Уровень обеспеченности инфраструктуры противодействия паводкам и наводнениям, селям, оползням, землетрясениям, пожарам

Выполнен.

Разработан проект Программы по антисейсмическому усилению жилых домов, зданий исооружений Жамбылской области на 2011 - 2018 годы. согласно которой в области произведено сейсмоусиление 55 жилых домов, 49 объектов образования, 6 объектов здравоохранения, 15 объектов культуры и 2 производственных сооружений. Общий объем финансирования составил более 4,5 млрд. тенге. Взамен 8-и аварийных школ построены новые.

  Проведены работы по ремонту 34 аварийных водохозяйственных объектов, по берегоукреплению аварийных участков 20 км р. Шу по линии государственной границы Республики Казахстан (Кордайский район Жамбылской области), берегоукреплению и очистке дна реки Шу в Мойынкумском районе на дамбе Радай, по реконструкции головного водозаборного сооружения и ремонт дамбы на р. Коксай Жуалынского района, по  реконструкции плотины Таласского гидроузлаи магистрального канала Базарбай Байзакского района,   капитальный ремонт «Ойыкского» гидроузла Таласского района.

Для обеспечения пожарной безопасности системами автоматической пожарной сигнализации заблокированы объекты образования, социальные объекты. Приобретены системы пожаротушения, пожарные автоцистерны.

В с. Сортобе создан пожарный пост с обеспечением противопожарной защиты6 сел и 4 аулов в радиусе 20 км, в которых проживает более 42 тыс. жителей.

Проведена определенная работа по предупреждению природных пожаров. Согласно Постановления Акимата области «О мерах по предупреждению природных пожаров» был создан областной оперативный штаб.

Во всех государственных учреждениях по охране лесов и животного мира проведены пожарно-тактические учения по тушению  условных природных пожаров с привлечением ДПФ сельских округов. В течение пожароопасного периода ежедневно осуществлялось воздушное патрулирование территории гослесфонда области авиатехникой ТОО «Казавиалесоохрана», а также проводился космический мониторинг.

Охват населения своевременным оповещением об угрозе и возникновении ЧС

Для решения задач перехвата теле- и радиоканалов в местные исполнительные органы были направлены письма с предложением о выделении денежных средств на замену аппаратуры перехвата и установку новейшей системы оповещения в населенных пунктах Жамбылской области на общую сумму 247 миллионов 972 тысяч тенге.

Охват обучением органов управления, формирований действиям при чрезвычайных ситуациях

 

Проведены республиканские командно-штабные учения «Коктем», «Кыс», областное командно-штабное учение «Сель», а также более 3 тыс. занятий, тренировок и учений различного уровня. По вопросам Гражданской защиты, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Департаменте обучено  885 чел.

Прошли переподготовку в ТОО Республиканский учебно-методический центр гражданской защиты 41 человек руководящего состава и специалистов.

Охват населенных пунктов с численностью населения  5 тыс. человек и более силами противопожарной службы

Завершен проект «Привязка ПСД на строительство  пожарного депо в с. Сортобе Кордайского района»

с освоением  9,525 млн. тенге. Образовавшаяся экономия при проведении госзакупок (193 тыс. тенге) возвращена в бюджет.

Оснащенность подразделений государственной противопожарной службы пожарной и аварийно-спасательной техникой

Для подразделений государственной противопожарной службы приобретено 5 единиц вспомогательной и 4 единицы аварийно-спасательной техники.

Приобретение спасательной техники для подведомственных ГУ

Для повышения уровня оперативного реагирования спасательных подразделений на различного рода чрезвычайные ситуации приобретено 25 единиц  спасательного оборудования

Услуги спутниковой связи. Услуги космического мониторинга

В 2014 и 2015 годах в паводкоопасный и пожароопасный периоды осуществлялся космический мониторинг территории области. Спутниковая связь была использована при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Подписаться на новости

© 2017 Официальный сайт Департамента по ЧС Жамбылской области